ул. Комсомольская, 22, 2 этаж Схема проезда

8 (3452) 56-55-90

Заказать звонок   E-mail: bazis-72@mail.ru

Мы сопровождаем созидание

Внимание! Изменилась процедура возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

22 октября 2014 года был принят Федеральный закон 308-ФЗ "О внесении изменений в уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Указанный закон вступил в силу с момента его официального опубликования ("Российская газета", N 244, 24.10.2014г.).

С этого момента значительно изменилась процедура возбуждения уголовного дела за совершение налоговых преступлений.

Напомним, ранее основанием для возбуждения уголовного дела служили только материалы о налоговом нарушении, представленные налоговым органом.

Теперь это выглядит следующим образом:

"При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам." (пункт 7 ст. 144 УПК РФ).

Из указанного следует, что теперь:

1. следователь принимает решение по информации, поступившей из органа дознания (все службы органов внутренних дел, занимающиеся оперативной работой и охраной общественного порядка).

2. если нет оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, то материал необходимо направить не в налоговый орган, где стоит на учете налогоплательщик, а выше, например: если налогоплательщик состоит на учете в ИФНС России по г. Тюмени №3, то материал будет передан в Управление ФНС России по Тюменской области. По всей видимости указанное действие должно исключить из "игры" коррупционные связи налогоплательщика в налоговом органе по месту учета и/или избежать неразберихи с местом учета, когда налогоплательщик состоит на учете в нескольких инспекциях по разным основаниям (по месту нахождения имущества, обособленного подразделения и т.д.).

3. следователь должен приложить предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки по налогам и/или сборам. Возникает вопрос, а хватит ли следователю времени и знаний для производства пусть даже предварительного, но все таки расчета недоимки по налогам? Конечно, следователь всегда может призвать на помощь специалиста в соответствующей сфере знаний, но почему бы сразу не поручить проведение расчета налоговому органу? Наверно предварительный расчет перестанет быть предварительным и станет основным, если налоговый орган вдруг не выполнит тех действий, что ему предписано при получении материалов от следователя (например до момента проведения судебно-бухгалтерской экспертизы в рамках уже возбужденного уголовного дела).

В соответствии с п. 8 ст. 144 УПК РФ "п о результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки."

И заканчивается все это пунктом 9 все той же ст. 144 УПК РФ, которая устанавливает, что "После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления."

Очевидны следующие вещи:

1. Если раньше отсутствие решение налогового органа по итогам проверки являлось препятствием для реализации уголовного преследования, то теперь такая жесткая зависимость отсутствует полностью. Более того, следователь обязан принять решение не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении даже если не получит заключения из налогового органа.

2. Остались нераскрыты такие тайны принятых поправок как:

  • что должен делать следователь, если в порядке подпункта 1 пункта 8 ст. 144 УПК РФ налоговый орган представит заключение о том, что обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа , но представленный предварительный расчет недоимки не совпадает с расчетом, изложенным в решении налогового органа;
  • что делать следователю, если в порядке подпункта 2 пункта 8 ст. 144 УПК РФ

налоговый орган информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

Пока напрашивается только вывод о том, что следователь просто должен принять указанную информацию к сведению и учесть ее при принятии решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.

X

Заказать звонок

X